GoboLinux СкачатьДокументацияСообществоРецептыПакетыСкриншоты


GoboLinux FAQ

Translation: Daria Tikhonova

Какой еще GoboLinux?

GoboLinux принадлежит семейству дистрибутивов Linux, но отличается новым способом организации файловой системы, за основу которой взята структура каталогов Unix. Другими словами, программы не располагаются в таких каталогах как /usr and / и т.п. Смысл создания альтернативной иерархической структуры состоит в том, что все файлы, принадлежащие одному приложению, могут храниться в отдельном поддереве. Следовательно, появляются такие каталоги , как /Programs/FooPlayer/1.0/lib.

Система легко находит файлы благодаря их логическому распределению по таким каталогам как /System/Links/Executables, которые, как вы правильно догадались, содержат символические ссылки ко всем исполняемым файлам внутри дерева Programms.

Для поддержания обратной совместимости с классическимими Unix/Linux приложениями существуют символические ссылки, иммитирующие Unix дерево, такие как «/usr/bin ->/System/Links/Executables”» и «sbin ->/System/Links/Executables» (из этого примера видно, что случайные различия между файлами одной категории были устранены).

Здесь вы найдете более наглядное объяснение.

Вы изменили классическое дерево каталогов, чтобы упростить работу с ним для начинающих пользователей?

Нет. Вообще это было вызвано стремлением удовлетворить потребности тех пользователей, которые предпочитают инсталировать приложения из исходников, не полагаясь на дистрибутив. Это основная причина создания отдельного каталога для каждого приложения. Вы можете установить его с источника и тут же удалить с помощью «rm –rf». Поэтому, как вы видите, GoboLinux создавался с расчетом на опытного пользователя, который не любит, когда что-то срабатывает само собой, как по волшебству. Наши скрипты автоматизируют процедуры, но не «принимают решения», а, когда в этом возникает необходимость, запрашивают разрешение.

Коллекция бинарных пакетов создавалась с целью избежать дублирования попыток среди пользователей. Программа Compile была разработана для хранения «правил компиляции» исходных текстов, учитывая тот факт, что единого правила компиляции приложений в Linux системах не существует. Мы не стремимся установить «стандарт пакетирования», как RPM, например. На наш взгляд, особой необходимости в «пакетах» нет, если исходный файл .tar.gz создан правильно. Например, когда приложение использует GNU Autotools (autoconf, automake…,), компиляция под GoboLinux – простейшая задача. В более сложных случаях Compile берет на себя накопление необходимой информации по компилированию требуемых элементов.

Однако, принимая во внимание более логично структурированное дерево каталогов, GoboLinux часто считается концептуально более простым дистрибутивом, поскольку его структура более логична и менее ограничена Unix-традицией. Но начинающие пользователи не являются для нас конкретной целью (по крайней мере, не в ближайшей перспективе).

GoboLinux уже «готов»?

Да, он готов, в том смысле, что вы уже сегодня можете использовать полноценную ОС, работающую на все 100% с GoboLinux, как делают многие другие пользователи по всему миру.

В каком состоянии он находится сейчас?

Этот вопрос можно разделить на два: первый, о состоянии утилит GoboLinux, и второй, о доступности пакетов.

GoboLinux опирается на серию утилит, которые автоматизируют различные задачи, такие как создание, установка и удаление пакетов и, что особенно важно, поддержка символических ссылок, обеспечивающих согласованность всех элементов системы. Эти утилиты в достаточной степени заслуживают доверия, поскольку им уже несколько лет.

Еше один важный момент в использовании дистрибутива – это доступность пакетов, т.е. программного обеспечения, которое можно загрузить в двоичной форме и сразу же установить под него. В этом отношении GoboLinux все еще отстает от других известных дистрибутивов, так как наше сообщество разработчиков сравнительно небольшое, и этот проект не основывается на другом диструбуте, в отличие от многих. Другими словами, у нас нет пула пакетов, от которого мы могли бы отталкиваться. Тем не менее, у нас есть все пакеты, необходимые для установки адекватно работающей системы (например, все пакеты, являющиеся частью проектов “Linux From Scratch” Линукс с нуля и “Beyond Linux From Scratch” Больше , чем Линукс с нуля), а также многие другие: KDE и все родственные пакеты. И список не перестает расти. Кроме этого, имеется даже больший набор рецептов компиляции, используемых при работе с утилитой GoboLinux Compile, которая позволяет создавать пакеты из исходных кодов.

Кто создал GoboLinux? Какие у него корни?

Концепция была разработана Хишамом Мухаммедом, а первая версия GoboLinux создана Хишамом и Андре Детчем.

GoboLinux достиг зрелой формы за два года. Первоначально он создавался для быстрой установки программ внутри учетной записи постоянного университетского пользователя (поскольку исходного дерева каталогов Linux там, в любом случае, не было, появилась причина изменить его).

Однажды, после Великого Обвала Файловой Системы своего компьютера, Хишаму пришлось переустановить ОС целиком. Тогда то и возникла идея использования в новой системе только альтернативного дерева (которое до обвала системы уже содержало около 80% всего установленного софта. Андре тоже подумывал переустановить Linux на своем компьютере, поэтому они собрались у него однажды на выходных и выполнили полностью процедуру Linux From Scratch, попутно перенастраивая систему на использование альтернативного дерева каталогов. Результат был в шутку назван GoboLinux, и, как это обычно случается, название так и приклеилось к нему.

Кто работает над GoboLinux?

С самого появления (см. предыдущий ответ) дистрибутива им стало интересоваться все больше и больше пользователей, многие из которых, проникнутые духом Свободного ПО, внесли свой вклад в развитие проекта. Как и в случае с любым другим проектом, люди приходят и уходят, поэтому просто невозможно перечислить здесь имена всех, но загляните на страницу команды разработчиков.

К чему вы стремитесь относительно GoboLinux?

Наша главная цель – создать систему, с которой можно работать с удовольствием, которую не поломает ПО для работы с пакетами, стремящееся управлять нашими машинами за нас. Большинство дистрибутивов Linux создаются так, чтобы упростить жизнь новичкам, тем самым намного усложняя работу опытным пользователям. Мы не говорим, что GoboLinux проще, “в нем просто больше логики”. Хотя люди, пользующиеся дистрибутивом, считают, что с ним действительно легче работать, учитывая то, что он позволяет вам лучше понять систему на вашем компьютере (если вы, конечно, хотите ее понять).

Как говориться, "мировое господство – это лишь второстепенная цель". :)

Наблюдается ли снижение эффективности работы при использовании символических ссылок, тем самым делающее GoboLinux неудачным выбором для, скажем, сильно загруженных серверов?

Если в кратце, то, теоретически, да. Но мы вообще никогда это не проверяли ( чтобы узнать, почему “теоретически”, прочтите “развернутый ответ”).

Развернутый ответ: само по себе влияние символических ссылок, скорее всего, не так значительно, как выдумаете. В стандартном дистрибутиве Linux доступ к библиотекам уже осуществляется через символические ссылки. В GoboLinux наши ссылки прямо указывают на сам файл, так что, по существу, возможен только один уровень косвенной адресации при обращении к библиотеке.

Например, возьмите библиотеку libc.so.6. Она находится в директории /lib, являющемся линком на системную папку /System/Links/Libraries, но сам файл расположен в /Programs/Glibc/Current, где Current – ссылка на 2.2.3, а открыв каталог Glibc, вы обнаружите, что libc.so.6, на самом деле – ссылка на файл системной библиотеки libc-2.2.3.so. Немало ссылок, да? Тем не менее, доступ к библиотекам осуществляется так: папка /System/Links/Libraries (не являющаяся линком) – единтсвенная, хранящаяся в конфигурации Idconfig (и в переменной LD_LIBRARY_PATH). Находящийся в ней файл libc.so.6 указывает прямо на папку /Programs/Glibc/2.2.3/lib/libc-2.2.3.so (без дополнительных ссылок на всем пути). Из этого примера видно, что система библиотек GoboLinux, как и в стандартныx дистрибутивах Linux, имеет только один уровень косвенной адресации. Вы можете “встретить” множество ссылок, но в основном они лишь упрощают работу с системой.

Также приложения компилируются с опцией --prefix=/home/ в каталоге /Programs/App/version для того, чтобы при поиске файла с данными, программа не обращалась к ссылкам. Получение доступа к исполняемым файлам предполагает использование одной ссылки, но в отличие от типовых дистрибутивов Linux, программе не приходится просматривать содержимое переменной PATH (структурирование каталога любой современной файловой системы, наверно, более эффективно, чем просмотр оболочкой shell всех элементов $PATH. Конечно, в shell всегда присутствует символ “диез” (#), но ведь и кэш файловой системы никуда не исчез).

Зачем вам нужен GoboHide? Разве нельзя перенастроить все программы под GoboLinux?

Мы следим, чтобы они уживались с деревом каталогов GoboLinux, компилируя их всегда, когда это только возможно. Однако, в случае с многими программами, полное совмещение не удается из-за жестко запрограммированных имен путей в их исходниках и еще много чего. В конечном итоге, поставить патч можно на любой бесплатный софт, но у нас для такой большой, требующей постоянства работы просто недостаточно людских ресурсов. В самом лучшем случае это вылилось бы в большую головную боль, поэтому мы обычно стараемся сократить количество используемых патчей до минимума. По крайней мере, для каталогов /bin, /lib и /sbin это критично. Мы провели тесты в chrooted среде, и было забавно наблюдать все странные вещи, которые происходят при отсутствии патчей.

Что такое /Depot и /Files?

/Depot это “свободная область” для хранения ваших документов, таких как медиа файлы, всякого рода скачанная информация и т.п. Это как “территория местного сообщества” , “дом для всех пользователей” (в некоторых Unix системах есть каталог /pub специально для этих целей). GoboLinux, как ОС, игнорирует содержания директория /Depot. Он существует только как призыв к пользователям хранить различные разбросанные файлы в одном месте, тем самым поддерживая порядок во всей системе.

/Files, с другой стороны – стандартный для GoboLinux каталог. Внутри него расположены такие директории как Fonts и Plugins, где хранятся разделяемые файлы, которые требуются для приложений, но не обязательно являются их частью.

Кто такой Gobo?

Кроме Fibo, его верного слуги, никто, из знавших его, не выжил, чтобы рассказать его историю. Дальше углубляться мы не рискнули.

Что еще за чушь?

Не спрашивайте.

Вы это серьезно?

Конечно, нет. Можете пропустить последние два вопроса: это всего лишь одна из многих местных шуток в мире GoboLinux. Gobo не существу...Что? Что это еще такое? Ааа!!!! ;-) щютка

GoboLinux DownloadsDocumentationCommunityRecipesPackagesScreenshots


The GoboLinux FAQ

What the heck is GoboLinux?

GoboLinux is a Linux distribution that features a new filesystem organization, which departs from the traditional Unix heritage of Linux systems. Basically, this means that it is not based in directories such as /usr and /etc. The main idea of the alternative hierarchy is to store all files belonging to an application in its own separate subtree; therefore we have directories such as /Programs/FooPlayer/1.0/lib.

To allow the system to find these files, they are logically grouped in directories such as /System/Links/Executables, which, you guessed it, contains symbolic links to all executable files inside the Programs hierarchy.

To maintain backwards compatibility with traditional Unix/Linux apps, there are symbolic links that mimic the Unix tree, such as "/usr/bin -> /System/Links/Executables", and "/sbin -> /System/Links/Executables" (this example shows that arbitrary differentiations between files of the same category were also removed).

Here is a more visual overview.

Did you redesign the tree to make it more newbie-friendly?

No. In fact, it was motivated to fulfill the needs of users who prefer to install applications from the original source packages instead of relying on the distribution. That is the main reason why each application gets its own directory: so you can install it from source there and then remove it with an "rm -rf". So, you see, GoboLinux was designed focusing the experienced user who doesn't like things to be automagical. Our scripts merely automate procedures, but they don't "make decisions", and whenever they have to, they ask first.

The binary package collection was created as a way to avoid duplication of effort between users. The Compile project was created to store "compilation rules" of the original source packages of the applications, given that there is no single standard on how to compile apps on Linux. We do not wish to estabilish a "packaging standard" such as RPM. We think that there is no real need for "packages" if the original .tar.gz is properly made. For instance, when an application uses the GNU AutoTools (autoconf, automake...), compiling for GoboLinux is trivial; for non-trivial cases, Compile takes care of accumulating the necessary knowledge on how to compile things.

However, given the more logical directory tree, GoboLinux is often considered a more conceptually friendly distribution, as its structure is more logical and less hindered by historical limitations. But we do not target beginners as a specific goal (at least not in short or mid term).

Is GoboLinux "ready"?

Yes, it is ready in the sense that you can, today, have a full operating system running 100% on GoboLinux, like many people around the world do.

What is its current status?

This can be split in two questions, one about the status of the GoboLinux tools, and one about the availability of packages.

GoboLinux relies on a series of tools that automate various tasks, such as generation, installation and removal of packages, and most importantly, maintainance of the symbolic links that keep the system consistent. These tools are fairly stable, as they are a few years old by now.

Another important issue when using a distribution is the availability of packages, ie, software that you can download in binary form and install in it straight away. In this aspect, GoboLinux still lags behind other estabilished distributions, as we don't have a large community of developers and we are not based on another distribution as many distros are, so we don't have another pool of packages to base ourselves from. We have, however, all packages needed to get a running system (all packages that are part of "Linux From Scratch" and "Beyond Linux From Scratch" projects, for example), plus many others, such as KDE and all related packages, and the list just won't stop growing. Also, we have an even larger set of compilation recipes for use with the GoboLinux Compile tool, which allows one to create packages from source.

Who created GoboLinux? What are its origins?

The concept was created by Hisham Muhammad. The first version of GoboLinux was created by Hisham and André Detsch.

GoboLinux has matured over a period of two years. Initially it started as a way to install programs cleanly inside a regular user account at the University (since we didn't have the real Linux tree available anyway, it was an opportunity to redesign the tree).

One day, after The Great Filesystem Crash in Hisham's computer, he had to reinstall the whole system. That's when the idea came to use, in the new system, only the alternative tree (which in the pre-crash system, already held about 80% of all installed software). André was also considering reinstalling his Linux system, so they gathered one weekend at his house, and ran the entire Linux From Scratch procedure, changing it to use the alternative directory tree. The result was jokingly named GoboLinux, and as it usually happens, the name stuck.

Who develops GoboLinux?

From its inception (described in the previous answer) on, we started getting more and more users, many of which, in the true spirit of Free Software, also became contributors the project. As in every project, people come and go, so it's impossible to list all names here, but check out the dev team page.

What are your goals about GoboLinux?

Our first goal is to have a system that we enjoy using, that won't get destroyed by package managing software that tries to administrate our machine for us. Most Linux distributions try to make life easier to the novice user, but this way they are making life much harder for the more seasoned user. We don't claim that GoboLinux is easier, only that it "makes more sense". However, people who use it say that it is indeed easier to administrate, given that it lets you understand your system better (if you are willing to understand it).

As they say, "world domination is just a secondary goal". :)

Is there a performance loss in using symbolic links, making GoboLinux a bad choice for, say, heavily loaded servers?

The short answer: theoretically yes, but no, we never measured it (to know why "theoretically", read "the long answer").

The long answer: the actual impact of the use of symbolic links is probably lower than you think. In a regular Linux distribution, libraries are already accessed through symbolic links. In GoboLinux, our links point directly to the actual file, so there is really one level of indirection to reach a library.

For example, take libc.so.6. It is in /lib, which is a link to /System/Links/Libraries, but the actual file is in /Programs/Glibc/Current, where Current is a link to 2.2.3, and inside Glibc's lib directory you have that libc.so.6 is in fact a link to libc-2.2.3.so. That's a lot of links right? However, libraries are acessed like this: the directory /System/Links/Libraries (which is not a link) is the only one stored in ldconfig's configuration (and LD_LIBRARY_PATH). There libc.so.6 points directly to /Programs/Glibc/2.2.3/lib/libc-2.2.3.so (no links in this whole path). So we have exactly one level of indirection, just as in regular Linux distributions. You may *see* a lot of links, but they are there mostly to ease the system's management.

Applications are also compiled with the --prefix set to their "homes" at /Programs/App/version, so when a program looks for a datafile it does not go through links. Reaching executables involves going through one link, but, unlike regular Linux distributions it does not have to search through items of a PATH (and any modern filesystem's tree structuring of a directory is probably more optimized than the shell's traversal through elements of $PATH. Of course, there's always the shell's hash, but then, there's always the filesystem cache).

Why do you use GoboHide? Can't you modify all programs to live in the GoboLinux hierarchy?

We persuade them to cope with the GoboLinux tree with compilation options whenever possible. However, there are many programs that can't cope completely, featuring hardcoded paths in their sources and whatnot. Ultimately any free software can be patched to cope, but we don't have enough manpower for such a task and maintain it afterwards. It would be, at the very least, a big hassle, so we generally like to reduce the applied patches to the minimum. At least /bin, /lib and /sbin are critical. We have made tests in a chrooted environment and it's funny to see all the weird things that happen when those are missing.

What is /Depot? What is /Files?

/Depot is a "free area" to store your documents, such as media files, downloaded stuff, etc. You can think of it as a "community area", a "home for all users" (some UNIX systems have a /pub directory for this purpose). GoboLinux as a system ignores the contents of /Depot it only exists to encourage users to store their random files under a single place and keep the rest of the system clean.

/Files, on the other hand, is a standard GoboLinux directory. Inside it, there are directories such as Fonts and Plugins, where shared files that are required by applications but not necessarily part of them are kept.

Who is Gobo?

Apart from Fibo, his loyal servant, no one who saw him survived to tell the story. Beyond that, we never risked digging any deeper into the subject.

What nonsense is this?

Don't ask.

Are you serious?

Of course not. :-) You may disregard the two questions above -- they are just one of the many internal jokes in the GoboLinux world. Gobo does not exis-- uh, what's that? AAAAAHHHH!!!! ;-) just kidding